Главная » Статьи » Мои статьи |
Л.А. Жакулина МБОУ СОШ п. Васильково Духовно- нравственные ценности как источник формирования личности учащихся
Образование изначально есть создание образа. Каким будет этот образ, зависит от целого ряда факторов: от воспитания и отношений в семье, от личной мотивации, от процессов, происходящих в обществе, от информационного пространства, от социальной среды, от отношения к тем, кто строит процесс образования в школе и целого ряда других факторов. Очевидно, что современное общество, декларируя высокие моральные и духовные ценности, на самом деле от них уходит. Налицо духовно-нравственный кризис современного человека, утрата им нравственных ориентиров и, соответственно, деформирование основных свойств человеческой личности: мышления, воли, совести, веры. В соответствии с изменениями в духовной сфере взрослого человека, меняется и мир современного ребенка, который по своей сути является более чистым и непосредственным. Ребенок, приходящий в школу, изначально уже приобщен к определенной субкультуре (социокультурному пространству). Школа же является одним из этапов его культурного развития, но в то же время может это развитие скорректировать. Направление этой коррекции должно строиться на конкретной идеологической концепции, но не пришедшей извне, а являющейся органичной частью мировоззрения, особенностей мышления, культуры государства и населяющих его граждан. Мне представляется актуальным образование и воспитание на основе традиционных культурных ценностей России. Воспитание сегодня – прежде всего работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально- волевой и рефлексивной сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть. Основой духовно- нравственного воспитания является культура той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие – в первую очередь духовная культура семьи и образовательного учреждения. Тот дух, который царит в семье, в школе, дух, которым живут родители и педагоги – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка. Сегодня в образовательном учреждении воспитательная работа (работа с ценностями и смыслами) уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности. Она является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, пронизывает все формы взаимоотношений и взаимодействий между его субъектами. Можно ли влиять на «ценностный климат» школы? Если да, то, как это делать профессионально (то есть осмысленно и целенаправленно)? На мой взгляд, необходимо в школе проводить совместную работу с родителями, учащимися по воспитанию у детей духовно- нравственных ценностей: доброты, гуманности, чуткости, милосердия и т.д. Итак, образование – ценностно по своей природе. Мы, взрослые, работающие с детьми, самим фактом сосуществования рядом и вместе с ними транслируем им определенные ценности. Более того, конкретное содержание нашего с ними общения уходит, а ценности – остаются и закрепляются в виде внутренних духовных ориентиров наших учеников. Как уберечь своего ребёнка от вредных привычек? Как защитить от злобы людской и насилия? Как научить его верить в свои силы, помочь преодолеть жизненные трудности? Как научить любить родных, жизнь, людей вокруг? Как воспитать мудрого, сильного духом, здорового телом, щедрого сердцем человека? Эти и другие вопросы задаёт себе каждый родитель и педагог рано или поздно. Но как же всё это сделать? Наконец-то в нашей школьной программе появился предмет духовно – нравственной направленности «Основы православной культуры», который не только поможет родителям, учителям расширить кругозор ребёнка, познакомить его с культурными ценностями родной страны, но и будет способствовать его духовно – нравственному воспитанию, становлению его как личности, живущей в обществе. На уроках православной культуры дети знакомятся с системой духовно – нравственных ценностей русского человека, биографиями людей, являющихся образцами нравственного поведения, важными историческими событиями России, героическим прошлым родной страны, православными праздниками, символикой христианской православной культуры. В учебную программу включены краеведческие экскурсии, кинопросмотры, фестивали, ярмарки, творческие мастерские. Всё это способствует формированию у учащихся духовно – нравственных ценностей. Итак, ценности – это осознаваемые представления, которые выступают для личности идеальной моделью, основанием выборов и непосредственно задействованы в процесс выбора человеком той или иной стратегии поведения в жизненной ситуации. Духовно – нравственное воспитание детей и молодёжи – приоритет социально- экономического развития нашей страны. В этой связи, мне кажется, необходима консолидация общества вокруг наших духовных ценностей, прежде всего ценностей традиционной православной культуры, вокруг уважения к нашему прошлому, к нашей истории, к нашему многообразию.
Список литературы 1.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71 5. Зелинский К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения//Воспитательная работа в школе.- 2008.- №5. – С.19-27. 6. Камкин А.В. О трёх подходах к термину «православная культура» и о следуемых за тем педагогических задачах»//Администратор образования.-2010.-№7. – С.5-11. 7. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности: проект //Вестник образования.- 2009. -. №17. – С.9-31. 8. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2002 - №6 - С. 3-6
| |
Просмотров: 111 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |